Газобалонное оборудование для автомобиля. Рассматриваем интересующие вопросы
8 Июль, Четверг, 2010
Газобаллонное оборудование автомобиля (ГБО) представляет собой систему, состоящую из нескольких агрегатов, устройств и емкостей, предназначенных для передачи газа от баллона к системе сгорания. Перед тем, как перевести машину на газ, необходимо внимательно прочитать эту статью. Многие переводят машину на газ, при этом не убирая стандартной системы питания. Но ездить можно либо на газу, либо на бензине. Системы могут работать параллельно. Если закончился газ, необходимо несколько минут, чтобы перевести машину на бензин, и наоборот.
В автомобилях используют либо сжатый природный газ, либо сжиженный нефтяной. Природный газ на крупных грузовых автомобилях, автобусах и так далее, потому что для него требуется более сложная система и большие объемы.
На легковых автомобилях используется, в основном, сжиженный нефтяной газ, то есть, смесь пропана и бутана, при котором сложной аппаратуры и больших объемов не требуется. Эта смесь газов вырабатывается на нефтяных заводах, как отходы производства. Эти отходы научились использовать вот в таких целях. Причем по составу смесь для летнего использования отличается от смеси для зимнего использования. «летняя» содержит 45-55% пропана, «зимняя» - 85-95%.
Система газоснабжения на автомобиле устроена следующим образом: основные части – это баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух». Поступающий из баллона газ в редукторе преобразуется и приобретает газообразное состояние. Его давление снижается с 16 до 1-2 атмосфер. Далее газ идет в смеситель для того, чтобы смешаться с воздухом. Далее смесь, готовая к работе, перемещается в систему сгорания – в цилиндры двигателя.
Чтобы переключить магистраль с бензина на газ, в салоне устанавливают специальную кнопку, которая управляет электромагнитными клапанами. Один из клапанов находится в бензиновой системе, другой – в газовой. Для того, чтобы осуществлять заправку газа в баллон – есть вентиль со стандартным разъемом под штуцер «пистолета» ГЗС.
Какие плюсы приобретает автовладелец, переводя машину на газ?
Во – первых, это экономия. Газ в два раза дешевле, чем бензин. Конечно, расходуется газ интенсивнее, чем бензин, но все равно – экономия очевидна. Второе – октановое число газа 105- гораздо больше, чем у любого, даже самого качественного, бензина.
Сгорая в цилиндрах, газ не детонирует, сгорание происходит ровно, не смывая масляную пленку, нагара на свечах образуется гораздо меньше, чем при сгорании бензина. Получается, что для работы двигателя создаются более благоприятные условия – да это так! И ресурс работы двигателя возрастает примерно на 40%. Особенно это видно на примере лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое больше.
Получается, что экономия есть и здесь – начиная от всевозможных «промывок» и заканчивая более крупными ремонтами.
Однако, нет ничего стопроцентно без минусов. Конечно, в газовой системе есть и недостатки! Рассмотрим их поподробнее.
Первое – это снижение мощности двигателя примерно на 15-30%. Про расход газа мы уже упомянули – он будет больше процентов на 10-15, чем расход бензина. Второе – это увеличение массы автомобиля примерно на 50-70 кг, вследствие установки всего газобаллонного оборудования. Третье – это занимание баллоном большого объема свободного пространства в багажнике. Для владельцев автомобилей с типом кузова хэтчбек проще всего – баллон устанавливается за задние сидения без ущерба свободному пространству в багажнике. Здесь используются тороидальные баллоны – то есть, те, что ставятся в нишу, предназначенную для запасного колеса. Иногда используются два небольших боковых баллона по обеим сторонам багажника.
Ну и, пожалуй, самое основное – газ – это повышенная взрыво- и пожароопасность. Поэтому ставить газ в машину – достаточно рискованное дело с точки зрения собственной безопасности. То, что за установку газового оборудования придется выложить достаточно крупную сумму денег – тоже, конечно, является недостатком, но это вложение с лихвой окупится за год – полтора, в зависимости от того, как много вы ездите на автомобиле.
Теоретически, на газ можно перевести любую машину. И даже ту, у которой дизельный или турбированный двигатель. Но дизельные двигатели крайне редко переводят на газ.
Заправка баллона длится примерно от 4 до 7 минут, и емкости баллона хватает примерно на 200-400 км. пути. Газовых заправок гораздо меньше, чем обычных АЗС, но все же их достаточно для того, чтобы каждому было более или менее удобно заправляться. В Санкт – Петербурге насчитывается всего 9 таких заправок – все они расположены в районе окраин города. Достаточно много их и в области.
Качественное газобаллонное оборудование производят такие фирмы, как Bedini, Landi Renzo, Lovato, Marini, Tartarini, Zavoli – все фирмы итальянские. Так же венгерские Kargas, Longas, польские -Elpigas, турецкие – Voltran, и другие фирмы. Российские производители тоже имеются – это «Компрессор», НЗГА, «Полиавто» и «САГА».
Теперь о ценах. Для карбюраторных машин газобаллонное оборудование не стоит слишком много – цены, начиная от 6 000 рублей. Электронная система со специальным вспрыском топлива обойдется автовладельцу примерно в 30 000-40 000 рублей. Для инжекторной иномарки возрастом три – семь лет система будет стоить примерно 12 000-20 000 руб. плюс от 3000 до 7 000 руб. за установку.
Если вы желаете демонтировать газовое оборудование, то сразу скажем – сделать это, вернув все на свои места, как было – можно! Качественный квалифицированный демонтаж будет произведен без ущерба для автомобиля, но нужно, чтобы этим занялись действительно специалисты. И вообще, если Вы желаете отказаться от газовой системы – просто снимите баллон! Это несложно сделать самостоятельно. Система для газораспределения под капотом мешать не будет, ее можно не трогать. Да и не надо – вдруг когда- то она снова понадобится!
Как известно, на газе ездить далеко не безопасно. Однако, современная аппаратура оснащена всевозможными датчиками – утечки газа, возгорания, есть система сброса давления, если случится авария, и система пожаротушения, если возникнет возгорание.
Баллоны сегодня оснащаются дополнительными слоистыми и ячеистыми материалами, которые снижают взрывоопасность. Таким образом, получается, что современные газовые системы стали настолько же безопасными, как и бензиновые. И только при аварии остается большим риск возникновения пожара и взрыва.
Проблема неприятного запаха в машине на газу? Это решаемо благодаря качественным и надежным клапанам, чем плотнее они закрывают отверстия, тем меньше запах. Но все-таки в багажнике, где стоит баллон, запах будет присутствовать всегда.
Насчет курения в машине с установленной газовой системой. Курить можно, только осторожно! Даже если есть слабенький запах – зажженная сигарета не представляет опасности. Ведь ездили же люди как-то в такси в восьмидесятые годы – а они все сплошь были на газу - и курили, а запах газа, тем самым, в салоне был просто ужасный! Но никто нигде не взрывался!
Насчет конкретной экономии средств за счет системы газа. Так как цены постоянно «скачут», то конкретную цифру на сегодняшний день придется установить самому автовладельцу. Сначала сравните цены на бензин и на газ. Затем учтите, что среднестатистическая машина в городе расходует примерно 12 литров бензина на 100 км. Газа на таком же отрезке пути расходуется примерно 14,5л. Простые арифметические упражнения – и экономия, а она есть в любом случае, уже просчитана!
А сколько прослужит газовая аппаратура?
Основные элементы системы – такие, как баллон, редуктор, электроника – служат примерно столько же, сколько служит головка блока цилиндров. Чаще выходят из строя различные уплотнители и прокладки, разные соединения и подвижные элементы – их придется заменять полностью примерно один раз в 2-3 года.
Отметим, что для машин, работающих на газу, необходим специальный техосмотр – раз в полгода на специальной станции ТО, имеющей лицензию на проведение такого рода осмотров. При электронной системе диагностируется блок, проводится обязательный осмотр баллона – первый раз – через 10 мес. после установки, затем один раз в год или два, согласно записи на специальном талоне.
Как проходит техосмотр? Нужно иметь специальные документы – свидетельство о проверке баллона, документ об установке, копия лицензии станции-установщика. Если вы самостоятельно покупали оборудование, необходимо иметь копию сертификата на оборудование. Эти документы всегда должны быть при себе, когда вы за рулем.
Источник: http://cartage.ru/
|